•  

    ?Сообщите промокод во время разговора с менеджером. Промокод можно применить один раз при первом заказе. Тип работы промокода - "дипломная работа". Патентоведение и основы научных исследований всем видам источников информации. Проведя поиск информации за последние годы целесообразно выявить ссылки, указанные в первоисточниках, найти упомянутые в ссылках источники, после чего повторить весь процесс поиска, который следует прекратить тогда, когда во вновь выявляемых источниках не обнаруживаются новые ссылки. Поиск по ссылкам в отдельных случаях может заменить другие виды поиска. Источники, которые упомянуты в ссылках, но отсутствующие в данном информационном фонде, заносят в отдельную справку для составления заказа на изготовление копий или межбиблиотечный абонемент (МБА). Использование метода ссылок в комплексе с другими методами обеспечивает достаточную полноту поиска. Важнейшим условием отбора информации является её логическое соответствие предмету и цели патентного поиска. Критерии отбора информации определяются исходя из конкретных задач исследования. Результаты патентного поиска оформляются в виде справки о поиске по ГОСТ 15. 011-82. Справка включает в себя ряд обязательных для заполнения таблиц. В результате патентных исследований выявляется современный уровень научно-технических достижений по разрабатываемой теме, отражаемый в выводах по проведённым патентным исследованиям, в которых должны содержатся сведения о целесообразности использования в работе отобранных технических решений. Заключение Важнейшей задачей, поставленной перед высшей школой, является подготовка высококвалифицированных специалистов, имеющих высокую общенаучную и профессиональную подготовку, способных к самостоятельной творческой работе, к внедрению в производственный процесс новейших и прогрессивных результатов. С этой целью в учебный план специальностей 271200, 271400 направления 655700 “Технология продуктов специального назначения и общественного питания” включена дисциплина “Патентоведение и основы научных исследований”. В задачу названной дисциплины (и учебного пособия) входит вооружение будущего специалиста комплексом знаний, необходимых для организации и проведения экспериментальных исследований, которые в дальнейшем можно применить для создания различных объектов изобретения. В учебном пособии рассмотрены вопросы: основ патентоведения, виды патентной документации, права авторов изобретений. Приведены сведения по научно-технической информации, видам библиотечных каталогов, что окажет существенную помощь в проведении самостоятельной работы студентов. Библиографический список Закон РФ “Патентный закон Российской Федерации” от 23 сентября 1992 г. №3517-1 с изменениями и дополнениями, внесёнными Федеральным законом “О внесении изменений и дополнений в Патентный закон Российской Федерации” от 07.02.2003 г. №22-ФЗ. Основы научных исследований: Учеб. для техн. вузов/ В.И. Крутов, И.М. Грушко, В.В. Попов и др.; Под ред. В.И. Крутова, В.В. Попова. – М.: Высш. шк., 1989. – 400 с. Патентоведение: Учебник для вузов/ Е.И. Артемьев, М.М. Богуславский, Р.П. Вчерашний и др.; Под ред. В.А. Рясенцева. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 1984. – 352 с. Прахов Б.Г., Зенкин Н.М. Изобретательство и патентоведение. – 2-е изд. перераб. и доп. – К.: Техника, 1988. – 356 с. Справочник библиотекаря/ под ред. А.Н. Ванеева, В.А. Минкиной. – СПб., Изд-во “Профессия”, 2000. – С. 54-90. Раздел II Методические указания по выполнению практических работ Введение Практические занятия по дисциплине “Патентоведение и основы научных исследований” для студентов специальности 271200 “Технология продуктов общественного питания”, направления 655700 “Технология продуктов специального назначения и общественного питания” предназначены для приобретения практических навыков в определении классификационных индексов (УДК; МПК) в системе библиотечно-библиографической классификации (ББК), для того, чтобы быстро обеспечить поиск научно-технической информации. На практических занятиях студенты изучают нормативные документы по структуре и правилам оформления научно-исследовательской работы и оформлению списка использованных источников. Методические указания предназначены для студентов заочной формы, сроком обучения 4 года и 6 лет. Согласно рабочей программе предусмотрены 2 практических занятия, общей продолжительностью 4 часа. В каждой работе указывается цель, приводится порядок её выполнения, краткие теоретические положения, а также контрольные вопросы для самопроверки. 1 Практическая работа №1 Определение классификационных индексов УДК и МПК. Технология проведения патентного поиска 1.1 Цель работы: приобретение практических навыков в определении классификационных индексов УДК и МПК для поиска научно-технической информации 1.2 Характер выполнения работы: каждый студент выполняет работу индивидуально 1.3 Теоретическая часть Целью патентных исследований является получение исходных данных для обеспечения высокого технического уровня и конкурентоспособности объектов техники, использования современных научно-технических достижений и исключения неоправданного дублирования исследований и разработок. При проведении патентных исследований используются источники патентной и другой научно-технической документации. Патентные исследования – исследования технического уровня и тенденций развития объектов техники, их патентоспособности и патентной чистоты. При проведении патентных исследований пользуются патентной и научно-технической информацией. Правильный выбор источников информации существенно влияет на качество и, следовательно, достоверность патентных исследований, а также на трудозатраты при их проведении. Наиболее широкий круг источников информации используют при проведении патентных исследований с целью изучения достигнутого в мире уровня определённого вида объектов техники и определения тенденции развития исследуемой области техники. Общая схема поиска информации имеет следующий вид: - получение общей информации о проблеме (с помощью энциклопедий, справочников, словарей, учебников и т.п.); - поиск патентов, обзоров, монографий диссертаций; - использование ссылок, приведённых в источниках; - систематический поиск с помощью указателей реферативных журналов; - ознакомление с рефератами первоисточников; - изучение первоисточников. Важнейшими издателями библиографических и справочно-информационных материалов являются Всесоюзная книжная палата, Всесоюзный институт научно-исследовательской и технической информации (ВИНИТИ), Всесоюзный научно-исследовательский институт государственной патентной экспертизы (ВНИИГПЭ). Всесоюзной книжной палатой издаётся “Книжная летопись”, “Летопись журнальных статей” и др. Издания выходят еженедельно по 31 разделу (торговля – 20 раздел, техника и промышленность – 16 раздел). Наиболее быстро информацию можно получить, если использовать ежеквартальные указатели к этим изданиям: предметный, алфавитный и географический. По “Летописи журнальных статей” можно следить за освещением наиболее крупных проблем в общественном питании и Агропроме, которые опубликованы в отраслевых и научно-популярных журналах, например, в журнале “Питание и общество”, “Ресторанные ведомости”, “Пищевая промышленность”, “Хранение и переработка сельскохозяйственного сырья”, “Пищевые ингредиенты, сырьё и добавки”, “Пища, вкус, аромат”, “Молочная промышленность”, “Мясная индустрия”, “Хлебопечение России”, “Хлебопродукты” и т.д. В 12 номере каждого года в этих журналах помещён перечень материалов, опубликованных за год. Если требуемая информация, помещенная в этих журналах не найдена в "Летописи ...", то следует обратиться к самим журналам. Информацию о зарубежных изданиях лучше всего получать по изданиям ВИНИТИ: "Реферативный журнал", "Экспресс-информация", "Сигнальная информация". Наиболее полно информация отражена в реферативных журналах, которые содержат рефераты и библиографические описания различной информации, появляющейся в 131 стране мира на 66 языках. Журнал издается 2 раза в месяц в 26 томах по разным отраслям знаний. Для студентов специальности “Технология и организация общественного питания” особый интерес представляют выпуски "Химия", "Физика", "Биохимия". В этих томах информация систематизирована по разделам, например, раздел Р 19 тома реферативного журнала ВИНИТИ "Химия" называется 19Р "Химия и технология пищевых продуктов, поверхностно-активных материалов и душистых веществ". В этом разделе помещена вся информация по составу, свойствам и способам получения всех пищевых продуктов. До 1988 года этот раздел не имел заголовков подразделов, в которых сосредоточена информация об отдельных отраслях агропрома, поэтому чтобы быстро находить нужную информацию, следует знать приблизительно место её расположения. Последовательность расположения рубрик приводится ежегодно в первом номере журнала, а в каждом журнале помещено содержание, где указывается номер реферата, с которого начинается тот или иной подраздел, например, пищевая промышленность, жиры, масла и др. С 1988 г. Названия подразделов внесены в текст журналов, что также отражено в содержании журналов. Сводный том “Химия” имеет указатели: авторский, патентный, предметный (по полугодиям). Пользуясь указателями можно значительно сократить время на поиск необходимой информации. Для этой цели используют ключевые слова, выбранные из предметов поиска. Перечень сокращений, использованный при составлении рефератов, также приводится в первых номерах журнала. Необходимо заметить, что из патентной информации РЖ ВИНИТИ печатают только наиболее крупные изобретения. Рефераты журнальных статей делаются только по научно-технической литературе. Реферативные журналы ВНИИПИ издавались с 1972 до 1978 г. под названием “Изобретения за рубежом”, с 1978 по 1984 г. “Изобретения в СССР и за рубежом”, а с 1985 г. - “Изобретения стран мира”. Эти журналы выпускаются по 140 (до 1987 г. – по 128) тематическим выпускам, соответственно классификационным индексам. Кроме перечисленных источников информации следует также ознакомиться с отраслевой НТИ. Главными издателями отраслевой НТИ, которая может заинтересовать студентов специальности “Технология и организация общественного питания”, являются Центральный научно-исследовательский институт научной, технической и экономической информации в торговле, общественном питании (ВНИИТЭИторговли) и органы НТИ Госагропрома по вопросам пищевой промышленности АгроНИИТЭИПП (до 1987 г - ЦНИИТЭИпищепром), мясной и молочной промышленности – НИИЭИММП (до 1987 г -ЦНИИТЭИмясомолпром), овощных культур -ВНИИТЭИагропром (до 1987 г – ВНИИТЭИСХ). Эти издатели выпускают периодически литературу обзорного характера (обзорная информация по 12 отраслевым сериям), где в сжатой форме обобщаются сведения о современном состоянии рассматриваемых вопросов в нашей стране и за рубежом, описаны передовые достижения науки и техники, приведены конкретные рекомендации, предложения по внедрению, отечественный и зарубежный производственный опыт (экспресс-информация, где 6 раз в год освещаются достижения и опыт предприятий по решению важнейших проблем), научно-технические реферативные сборники (где публикуются описания отечественных изобретений и рационализаторских предложений, представленных научными организациями, предприятиями и объединениями агропрома, рекомендуемых к широкому внедрению), библиографическую информацию, содержащую информацию о материалах, поступающих в ЦНТБ пищевой промышленности. Все вышеперечисленные источники информации называют вторичными, поскольку в них содержатся ссылки на первичную информацию, т.е. первоисточники. Впервые информация появляется в газетах, журналах, книгах, описаниях к авторским свидетельствам и патентам, которые издаются периодически, систематически и непериодически. Отыскать нужную информацию по этим источникам, минуя источники вторичной информации, слишком трудно вследствие значительной ее рассредоточенности по видам изданий и выпусков. Отдельно изучают информацию, помещенную в Сборниках НИР и НИОКР по разделам, например, по тематике пищевой промышленности такую информацию называют материалами Госрегистрации, так как все они имеют номер Госрегистрации. Эти источники предназначены для служебного пользования и в каждом отдельном случае для ознакомления с ними требуется получить специальное разрешение руководителя предприятия, в фондах которого данные сборники содержатся. Для того, чтобы быстро обеспечить поиск в фонде необходимых документов, их классифицируют по тематическим рубрикам. Для поиска научно-технической документации используют универсальную десятичную классификацию (УДК). Для поиска патентной документации выбранную тему поиска классифицируют по международной патентной классификации. Подробно информация об алфавитно-предметном указателе (АПУ), универсальной десятичной классификации и международной патентной классификации изложены в 6 разделе учебного пособия. 1.4 Порядок выполнения работы: - изучить алфавитно-предметный указатель (АПУ), необходимый для определения индекса МПК, по ключевому слову; - ознакомиться с алфавитными, систематическими и предметными библиотечными каталогами, составленными на основании классификационного индекса УДК. 1.5 Контрольные вопросы Для каких целей применяют АПУ? Дайте характеристику УДК. Какие виды каталогов составляются на основании УДК, их характеристика? Дайте характеристику МПК. Какие виды патентной документации вы знаете, их характеристика? Назовите особенности и преимущества патентной информации. 2 Практическая работа №2 Нормативные документы по структуре и правилам оформления научно-исследовательской работы и оформлению списка использованных источников 2.1 Цель работы: ознакомиться: с ГОСТом 7.32-2001. Отчёт о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления отчёта; с ГОСТом 7.1-84. Библиографическое описание документа. 2.2 Характер выполнения работы: каждый студент выполняет работу индивидуально 2.3 Теоретическая часть Научно-исследовательская работа студентов выполняется в рамках курсового и дипломного проектов. Структура научно-исследовательской работы, требования к содержанию и оформлению пояснительной записки выполняется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32-2001. Отчёт о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления отчёта. Сведения об источниках, включённых в список, необходимо давать в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-84. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила оформления. Источники следует располагать в порядке появления ссылок на них в тексте, нумеровать арабскими цифрами без точки, печатать с абзацного отступа. Ссылки в тексте на источники допускается приводить в подстрочном примечании или указывать порядковый номер по списку источников в квадратных скобках, например [ 14 ]. Примеры описания источников Книги Книги, написанные не более чем тремя авторами, записываются так: фамилия и инициалы автора (если авторов более одного, то фамилия и инициалы двух или трёх авторов), заглавие книги, точка, тире, место издания (допускается сокращение названия только двух городов: Москва/М/ и Ленинград /Л/), точка, двоеточие, наименование издательства, запятая, год издания, точка, тире, объём в страницах. Например: Кретович Б.Л. Биохимия растений.- М.: Высшая школа, 1980. - 445 с. Если у книги более трёх авторов, то она записывается так: заглавие книги, косая черта, инициалы и фамилии трёх авторов и др., тире, место издания, точка, двоеточие, наименование издательства, запятая, год издания, точка, тире, объём книги в страницах. Например: Структурно-механические характеристики пищевых продуктов / А.В. Горбатов, А.М. Маслов, Ю.А. Мачихин и др.; под ред. А.В. Горбатова. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1982.-296 с. Статьи Статья, написанная не более чем тремя авторами, записывается так: фамилия и инициалы автора / если авторов более одного, то фамилия и инициалы двух или трёх авторов/, название статьи, две косые черты с пробелом в один знак до и после, наименование журнала, точка, тире, год выпуска, точка, тире, номер журнала, точка, тире, страницы на которых помещена статья. Например: Хамагаева И.С., Куликова А.К., Тихомирова А.С. Исследование ацидофильного молока с гидролизованной лактозой // Молочная промышленность. - 1985.-№3 - С. 19 -20. Если у статьи более трёх авторов, то она записывается так: название статьи, косая черта, фамилия и инициалы трёх авторов и слово «и др.», две косые черты, наименование журнала, точка, тире, год издания, точка, тире, номер, точка, тире, страницы, на которых помещена статья. Например: Влияние добавления остаточных пивных дрожжей на качество пшеничного хлеба / Юдина Т.А., Козубаева Л.А., Пучкова Л.И. и др. // Хлебопекарная и кондитерская промышленность.-1985.-№8.-С.26-27. Депонированные научные работы Киселёв В.М. Влияние овощей на качество мучных изделий из дрожжевого теста / Киселёв В.М., Шакирова Р.З., Корячкина С.Я.; Моск. ин-т нар. х-ва.-М., 1982.-Зс.-Деп. в ЦНИИТЭИ торговли 28. 05.83. №40 то-Д83. Диссертации Потапов С.В. Технология соусных паст с эмульсионной структурой на основе овощей.- Дисс...канд.техн.наук. 05.18.12.-М., 1981.-130с. Стандарты ГОСТ 12.1.003-75 СТ СЭВ 1930-79. Шум. Общие требования безопасности.-М.: Изд-во стандартов, 1982.-9с. Патентные документы А.с. 10946604 СССР, МКИ3 А 21 Д 13/08 «Способ производства заварного теста /В.С. Баранов, В.М. Киселёв, Р.З. Шакирова и др. /СССР/.-№3534982/28-13; Заявлено 05.01.83; Опубл. 30.05.84, Бюл. №30.-4с. 2.4 Порядок выполнения работы: - ознакомиться с ГОСТ 7.32-2001. Отчёт о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления; - ознакомиться с ГОСТ 7.1-84. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила оформления. 2.5 Контрольные вопросы 1. Назовите структуру научно-исследовательской работы. 2. Назовите основные требования к содержанию НИР. 3. Какие основные требования предъявляются к оформлению НИР? 4. В какой последовательности располагают литературу в списке использованных источников? 5. Укажите правила описания книги, статьи. Раздел III Методические указания по самостоятельному изучению курса, выполнению контрольной работы и вопросы к зачёту Введение В соответствии с учебным планом дисциплина “Патентоведение и основы научных исследований” изучается студентами специальности 271200 заочной формы обучения на 4 курсе в 8 семестре (при сроке обучения 6 лет) и на 3 курсе в 6 семестре (при сроке обучения 4 года). Программой предусмотрены лекционные, практические занятия и самостоятельная работа студентов. Основной целью изучения дисциплины является приобретение навыков в проведении научно-исследовательской работы, ознакомление с основами патентоведения и изобретательства, ознакомление с системой библиотечно-библиографической классификации для обеспечения поиска научно-технической информации. Методические указания содержат: - список рекомендуемой литературы, которая необходима при самостоятельном изучении курса; - варианты заданий для выполнения контрольной работы; - вопросы для сдачи зачёта. 1 Список рекомендуемой литературы Для самостоятельного изучения курса “Патентоведение и основы научных исследований” студенты помимо основной и дополнительной учебной литературы, должны ознакомиться с основными законами и нормативными документами. Список рекомендуемой литературы Закон РФ “Патентный закон Российской Федерации” от 23 сентября 1992 г. №3517-1 с изменениями и дополнениями, внесёнными Федеральным законом “О внесении изменений и дополнений в Патентный закон Российской Федерации” от 07.02.2003 г. №22-ФЗ. Закон РФ “Об авторском праве и смежных правах” от 9 июля 1993 г. №5351-1. Положение о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, утвержденное постановлением правительства РФ №793 от 12 августа 1993 г. / ред. от 31 марта 1996 г /. ГОСТ 7.32-2001. Отчёт о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления. ГОСТ 7.1-84. Библиографическое описание документа. Общие требования правила оформления. – Взамен ГОСТ 7.-76: Введ. 01.01.86. – М.: Изд-во Стандартов, 1984. – 72 с. Шевелёва Г.И. Патентоведение и основы научных исследований. Учебное пособие. – Кемерово, 2003. - 80 с. Основы научных исследований: Учеб. для техн. вузов/ В.И. Крутов, И.М. Грушко, В.В. Попов и др.; под ред. В.И. Крутова, В.В. Попова. – М.: Высш. шк., 1989. – 400 с. Патентоведение: Учебник для вузов/ Е.И. Артемьев, М.М. Богуславский, Р.П. Вчерашний и др.; под ред. В.А. Рясенцева. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 1984. – 352 с. Прахов Б.Г., Зенкин Н.М. Изобретательство и патентоведение. – 2-е изд. перераб. и доп. – К.: Техника, 1988. – 356 с. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учеб. – М., 1996. Яковлев Б.А. Интеллектуальная собственность (создание, правовая охрана и использование объектов промышленной собственности ): Учеб. пособие. – Новосибирск, 1998. Справочник библиотекаря/ под ред. А.Н. Ванеева, В.А. Минкиной. – СПб., Изд-во “Профессия”, 2000. – С. 54-90. 2 Варианты заданий для выполнения контрольной работы Варианты контрольной работы составлены с учётом специфики изучаемой дисциплины, которая состоит из двух частей: патентоведения и основ научных исследований. Каждый вариант контрольной работы включает по одному вопросу из вышеизложенных частей. В настоящих методических указаниях представлены 25 вариантов контрольных работ. Номер варианта контрольного задания равен двум последним цифрам шифра зачётной книжки студента, если они не превышают 25. Если превышают, то номер варианта определяется вычитанием из двух последних цифр шифра числа, кратного 25. Например, шифру 4515 соответствует вариант 15, шифру 4528-вариант 3 (28-25=3), а шифру 4579-вариант 4 (75-25-25-25=4). Работа, выполненная не по своему варианту, не засчитывается. При оформлении контрольной работы в тетради следует оставлять поля для замечаний рецензента. Запрещается писать на каждой строчке тетради в клетку. Вначале пишется номер варианта, затем содержание вопроса и с красной строки - ответ. Ответы на вопросы должны быть чёткими и исчерпывающими. В конце работы ставится подпись, приводится список использованных источников. Вариант №1 Приведите структуру заявки на выдачу патента. Вариант №2 Дайте характеристику методологических основ научного познания. Укажите требования, предъявляемые к описанию изобретений. Вариант №3 Укажите требования, предъявляемые к формуле изобретения и реферату. Вариант №4 Укажите организацию и этапы НИРс. Как устанавливается приоритет изобретения? Укажите порядок рассмотрения заявки на выдачу патента. Вариант №6 Что в себя включает формальная экспертиза? Вариант №7 Приведите основные методы определения показателей качества пищевых продуктов. Что в себя включает экспертиза заявки по “существу”? В каком случае её проводят? Вариант №8 Как осуществляется метрологическое обеспечение экспериментальных исследований? Кто признается автором изобретения, патентообладателем? Вариант №9 Укажите структуру и правила оформления НИР. Какое исключительное право принадлежат патентообладателю? Вариант №10 Укажите развитие законодательства в области изобретательства. Дайте характеристику универсальной десятичной классификации (УДК). Вариант №11 Что включает в себя понятие “интеллектуальная собственность”? Дайте характеристику библиотечных каталогов. Что относится к промышленной собственности? Характеристика изобретения. Дайте характеристику международной патентной классификации (МПК). Вариант №13 Укажите, что относится к объектам изобретения. Укажите расшифровку индексов МПК. Укажите особенности и преимущества патентной документации. Вариант №20 Укажите цель проведения патентных исследований. Вариант №21 Приведите условия прекращения действия патентов. Вариант №22 Дайте характеристику универсальной десятичной классификации (УДК). Вариант №23 Приведите условия патентоспособности промышленного образца. Охарактеризуйте международную патентную классификацию (МПК). Вариант №24 Приведите условия патентоспособности промышленного образца. Укажите порядок рассмотрения заявки на выдачу патента. Вариант №25 Приведите классификацию наук. Что такое наука? Укажите требования, предъявляемые к описанию изобретения. Аналог и прототипы изобретения. 3 Вопросы к зачёту В чём заключаются методологические основы научного познания? Назовите методы научного познания. Назовите организацию и этапы научно-исследовательской работы. Приведите классификацию экспериментов. Назовите основные методы определения показателей качества пищевых продуктов. Что включает в себя понятие “интеллектуальная собственность”? Что относится к промышленной собственности? Характеристика изобретения. Назовите, что относится к объектам изобретения. Какие изобретения не могут являться патентоспособными? Охарактеризуйте объект изобретения-способ. Назовите условия патентоспособности изобретения. Изобретательский уровень изобретения. Как определяется единство изобретений? Назовите структуру заявки на выдачу патента. Какие требования предъявляются к описанию изобретения. Аналог и прототипы изобретения. Какие требования предъявляются к формуле изобретения и реферату? Как устанавливается приоритет изобретения? Порядок рассмотрения заявки на выдачу патента. Назовите исключительное право патентообладателей. Что такое “лицензия”, “лицензионный договор”? Виды лицензионных договоров. Дайте характеристику универсальной десятичной классификации (УДК). Дайте характеристику международной патентной классификации (МПК). Назовите виды патентной документации, её особенности и преимущества. Назовите условия прекращения действия патентов. Назовите виды библиотечных каталогов. Патентоведение и основы научных исследований Учебный комплекс для студентов специальностей 271200 “Технология продуктов общественного питания”, 271400 “ Технология детского и функционального питания” направления 655700 “Технология продовольственных продуктов специального назначения и общественного питания” всех форм обучения Редактор Л. Г. Барашкова Художественный редактор Л. П. Токарева Лицензия № 020524 от 2.06.97 Подписано к печати 2003 г. Формат 60*90 1/16 Тираж экз. Объем 5 п.л. Заказ № Цена руб. Кемеровский технологический институт пищевой промышленности 650056, г. Кемерово-56, бульвар Строителей, 47 Лаборатория множительной техники КемТИПП


    votre commentaire
  •  

    Муниципальная служба С О Д Е Р Ж А Н И Е Введение        3 1.1. Понятие и задачи муниципальной службы        5 1.2. Функциии  и правовые источники  муниципальной службы        7 Глава 2. Принципы муниципальной службы        9 Глава 3. Правовые основы муниципальных служащих        11 Глава 4. Институт муниципальной службы        12 4.1. Понятие и структура        12 4.2. Аттестация муниципальных служащих        15 Заключение        19 Список использованных источников:        20 Введение         Местное самоуправление по российскому законодательству второй половины прошлого века делилась на две основные формы: земское и городское. Наиболее общее и важное значение имело земское самоуправление, так как в нем участвовало население не только уездов, но и городов (городские избирательные собрания при выборах органов земского самоуправления).         В Положении о губернских и уездных земских учреждениях, утвержденном указом Александра III от 12 июня 1890 года, устанавливалось, что “должности председателей и членов земских управ замещаются по выборам подлежащих земских Собраний, которым предоставляется избирать и более одного лица на каждую должность.”         При замещении земских должностей необходимо было учитывать, чтобы на выборных должностях в одном и том же учреждении не служили одновременно лица, состоящие в первой степени родства и степенью родства: в прямой линии – без ограничения, а в боковых – до третьей включительно. Министр внутренних дел утверждал лиц, избранных председателями Губернских Управ. Губернатор утверждал лиц, избранных председателем Уездных Управ, и членов как Губернских, так и Уездных Управ.        На выборных должностях в земском управлении устанавливался трехлетний срок службы. Дела об ответственности подчиненных Управам должностных лиц, в том числе и служащих по найму, за преступления по службе возбуждались по предложениям Губернатора или по представлениям Земских Собраний и Управ. Эти лица подлежали ответственности за должностные преступления на одинаковых основаниях с лицами, состоявшими на государственной службе. Городовое положение 1892 года определяло  порядок формирования Городской Управы и других исполнительных органов городского общественного управления.          Настоящая тема является довольно обширной. Вообще, правовая база муниципальной службы становится на собственный правовой путь.         Раньше данный вопрос относился к государственной службе, которая давала общие понятия и регламентировала как государственную службу, так и муниципальную службу. Но в последнее время все больше появляется мнений о том, что государственную службу следует отграничивать от муниципальной службы по многим вопросам. Это связано с тем, что идет общее развитие всех институтов муниципального права.         С изменением политических, экономических, правовых условий в России возрождается местное самоуправление. И сейчас, в органах местного самоуправления занимают должности муниципальные служащие, которые структурно представляют особую группу служащих. Глава 1. Муниципальная служба 1.1. Понятие и задачи муниципальной службы         Понятие “муниципальной службы” сравнительно новое для нашего законодательства. Понятие, виды, содержание муниципальной службы напрямую связанны с пониманием и законодательным установлением местного самоуправления и системы его органов.         В годы существования СССР о муниципальной службе не говорили. Но на уровне местного управления в то время работали государственные служащие, выполнявшие специфические функции, но не имевшие специального наименования, то есть это были “государственные служащие местных органов государственной власти”.         После принятия в 90-х годах новых законов, устанавливающих систему местного самоуправления, встает вопрос и о служащих, работающих в органах местного самоуправления, об их правовом статусе и особенностях функционирования и прохождения службы. Принимаемые органами местного самоуправления нормативно-правовые акты фиксируют и правовой статус муниципальных служащих.         До перехода к организации местной власти на началах самоуправления и становления местного самоуправления в качестве самостоятельной формы осуществления власти народа понятие “муниципальная служба” в законодательстве не использовалось, ибо в нем не было необходимости: служащие местных органов государственной власти местных Советов и исполнительных комитетов – являлись государственными служащими. Государственный служащий и муниципальный служащий рассматривались как равнозначные понятия. Согласно такому взгляду муниципальный служащий – это государственный служащий, работающий в органе местного самоуправления.         Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году, установила, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Федеральный Закон “Об основах государственной службы в Российской Федерации” от 13 июля 1995 года разграничил государственную службу как профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов (ст. 2). Государственный служащий – это гражданин Российской Федерации, исполняющий обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации (ст. 3) Таким образом, муниципальная служба не входит в систему государственной службы, не является ее структурной частью и требует своего правового регулирования.         Основными задачами муниципальной службы являются: • обеспечение наряду с государственной службой прав и свобод человека и   гражданина на территории муниципального образования;   • обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного    значения;   • подготовка, принятие, исполнение и контроль решений в пределах    полномочий   органов местного самоуправления;   • защита прав и законных интересов муниципального образования. С точки зрения задач, эта служба представлена: в социальном аспекте - это профессиональное осуществление по поручению государства общественно полезной деятельности лицами; в политическом - как деятельность по реализации государственной политики, достижении целей и задач в обществе и государстве, то есть от ее стабильности и эффективности зависит устойчивость общественных отношений; правовом - юридическое установление служебных отношений, при реализации которых и достигается практическое выполнение должностных обязанностей, полномочий служащих.         Муниципальная служба является сложным социально-правовым институтом. Этот институт представляет собой систему правовых норм, регламентирующих права и обязанности, ограничения, запреты, стимулирование, ответственность служащих, порядок возникновения и прекращения служебных отношений. В нравственном аспекте – рассматривает этические основы муниципальной службы. Если говорить об отличии задач муниципальных служащих от задач государственных служащих, то оно заключается лишь в уровне (федеральный, региональный, местное самоуправление), то есть качественного отличия не существует, все направлено на улучшение благосостояния общества, удовлетворение общественных интересов. 1.2. Функции и правовые источники муниципальной службы         Вообще, если говорить о функциях, то исполнительная и распорядительная деятельность направлена на все сферы муниципального образования. Прежде всего это финансовая сфера, то есть разработка проекта местного бюджета, отчет об его исполнении, а так же непосредственное обеспечение местного бюджета. Далее, разработка и организация социально-экономических программ развития территории и обеспечение их реализации; разработка нормативно-правовых актов по вопросам местного значения; управление и распоряжение муниципальной собственностью. Не менее важная функция – это руководство муниципальным здравоохранением, эксплуатация муниципального жилищного фонда, объектов коммунального и дорожного хозяйства и другими муниципальными предприятиями, организациями, учреждениями. И наконец, важнейшая функция - осуществление полномочий органов государственной власти, переданные федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.         Следовательно, под функциями муниципальной службы следует понимать основные направления практической реализации правовых норм института муниципальной службы, способствующие достижению соответствующих целей правового регулирования служебных отношений и выполнению муниципальной службой своей социальной роли и государственно-правового назначения.         Каждый подинститут муниципальной службы, выполняет наряду с общими также специфические функции. Например, для подинститута аттестации муниципальных служащих характерны функции оценки, контроля, информирования и т.д. Главная функция права муниципальной службы состоит прежде всего в том, что бы обеспечить детальное, точное и определенное нормативное регулирование муниципально-служебных отношений.         Правовыми источниками муниципальной службы являются внешние формы выражения муниципального нормотворчества, то есть исходящие от органов местного самоуправления официально-документальные формы выражения и установления правовых норм.         В соответствии с Конституцией Российской Федерации Государственная Дума 8 января 1998 года приняла Федеральный Закон “Об основах муниципальной службы в Российской Федерации”,  (Федеральный Закон от    13  апреля 1999  года  О внесении изменений и дополнений в федеральный закон  "Об основах муниципальной службы в РФ"),  который устанавливает правовые основы организации муниципальной службы в Российской Федерации и основы правового положения муниципальных служащих Российской Федерации.         Муниципальная служба в Российской Федерации должна регулироваться федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, определяющими муниципальную службу и правовое положение муниципальных служащих субъектов Российской Федерации. Каждая область должна принять свой закон о муниципальной службе.         Нормативно-правовыми актами, регулирующими служебные отношения муниципальной службы, как в широком смысле, так и в узком ее понимании, являются уставы городского самоуправления, содержащие нормы о муниципальной службе, основах  муниципальной службы. В систему правовых актов о муниципальной службе входят уставы и положения о дисциплине в конкретных органах и их подразделениях, содержащие нормы о статусе тех или иных должностных лиц, должностные инструкции и т.д. Глава 2.Принципы муниципальной службы         Принципы муниципальной службы – это основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности и определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций органов местного самоуправления, полномочий муниципальных служащих, действующие в системе публичной власти, и в частности, в системе муниципальной службы.         Принципы муниципальной службы должны объективно отражать сущность муниципальной службы, ее наиболее важные черты, они раскрывают общий характер управленческой, исполнительно-распорядительной и другой административной деятельности муниципальных служащих, закрепляют их в нормах, входящих в правовой институт муниципальной службы. Принципы муниципальной службы устанавливают важнейшие закономерности в системе организации и функционирования муниципальной службы. Они обуславливают значимость, законность, социальную ценность отношений, возникающих в системе муниципальной службы. Отсутствие правовых принципов может повлечь за собой произвол, бюрократизм в худшем смысле этого слова, неорганизованность, беззаконие, несправедливость.         Принципы муниципальной службы – это субъективное понятие. Они формируются человеком (законодателем), исходя из конкретного правового опыта и правовой культуры в стране и базируются на основных положениях правовой системы с учетом достигнутого уровня развития отраслевого законодательства.         Каждый в отдельности принцип муниципальной службы отражает не все объективные закономерности деятельности муниципальных служащих, а лишь некоторые из них. Но все принципы взаимосвязаны, тоесть  соблюдение одних способствует реализации других и, напротив, нарушение какого-либо из принципов отрицательно сказывается на выполнение остальных принципов. В систему принципов входят уже известные принципы: • принципы Верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами; • принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина; • принцип равного доступа гражданина к муниципальной службе в соответствии со способностями и уровнем профессиональной подготовки и другие не менее важные. • принцип законности; • самостоятельность  органов местного самоуправления в пределах своих полномочий; • гласность в осуществлении МС; • подконтрольность и ответственность муниципальных служащих перед населением и государством; • единство основных требований, предъявляемых к муниципальной службе; • экономическая, социальная и правовая защищенность муниципальных служащих; • стабильность кадров МС; • принцип внепартийности МС. Глава 3. Правовые основы муниципальных служащих         Муниципальное право включает в себя нормы, устанавливающие правовые основы муниципальной службы, которая не является государственной. Более общим для государственной и муниципальной службы является термин “публичная служба”.         Публичная служба – это служба в органе публичной власти. С этой точки зрения можно говорить о том, что нормы муниципального права являются источником публичной службы, то есть службы государственной. Так как органы местного самоуправления не признаются государственными органами, то и работники в этих учреждениях не могут называться государственными служащими.         Значит важным отличительным признаком, которым обладает муниципальная служба, является то, что это деятельность по исполнению полномочий органов местного самоуправления, то есть деятельность, находящаяся в подчинении муниципального образования, а муниципальные служащие получают денежное содержание из местного бюджета. Отсюда следует, что муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, занимающий в установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов федерации порядке, включенным в штат должностей, в структуре муниципальной администрации, и  имеющий квалификационный разряд (специальное звание, ранг, чин, степень, класс), заключивший с государственным органом трудовой договор, осуществляющий предоставленные ему функции и полномочия, получающий денежное содержание и имеющий гарантированный государством социально-правовой статус.         Необходимость правового регулирования отношений в сфере муниципальной службы и установления правового статуса муниципальных служащих, то есть лиц, занимающих штатные муниципальные должности в органах местного самоуправления и иных образуемых ими органах, назрела уже давно. Статус муниципального служащего наряду со статусом государственных служащих определяется федеральным законодательством, а так же законодательством субъектов федерации.         Представляется, что муниципальные служащие по своему правовому статусу  не могут отличаться от государственных служащих, так как права, обязанности, ответственность, круг полномочий, виды службы, поступление на службу и прекращение служебных отношений и так далее, совершенно одинаковы. Иными словами, традиционными элементами статуса государственного служащего присущи и муниципальному. Но, при всем этом, для муниципальных служащих действуют свои законы. Глава 4. Институт муниципальной службы 4.1. Понятие и структура         Институт муниципальной службы является юридически исходным правовым средством в системе построения местного самоуправления, ибо он включает в себя правовой материал, который используется в каждодневной практике органов власти, то есть он обеспечивает функционирование местного самоуправления.         Институт муниципальной службы состоит из первичных единичных юридических положений – правовых норм, устанавливающих многочисленные и разнообразные по характеру и значимости служебные отношения. Этому институту права соответствуют конкретные законодательные и нормативные акты, устанавливающие все его основные элементы. Деятельность муниципальных служащих, как субъектов административного права характеризуется применением не только регулятивных, но и административных методов, но и нормами материального и процессуального права, а также нормами одной отрасли права и правовыми установлениями многих других правовых отраслей и институтов.         Следовательно, институт муниципальной службы – это система правовых норм, которая регулирует отношения, складывающиеся в процессе организации самой системы муниципальной службы, статуса муниципальных служащих, гарантий и процедур его реализации (выполнение служащими своих должностных обязанностей и функций), а также механизма прохождения муниципальной службы.         Совершенно неразработанным в данной сфере остается вопрос о выборных муниципальных служащих. И наверное, уже в ближайшее время процессы выборов муниципальных служащих будут все более набирать силу. Какие факторы влияют на реформу отрицательно? Это:   • политическая и организационная нестабильность в органах местного самоуправления;   • отсутствие достаточного нормативно-правового регулирования деятельности муниципальных служащих;   • неопределенность правового статуса муниципальных служащих;   • отсутствие единой кадровой политики, то есть неопределенность работы по подготовке, переподготовке и повышения квалификации муниципальных служащих;   • слабая профессиональная подготовленность значительной части муниципальных служащих, особенно в юридических, финансово-экономических, социально-культурных вопросах;   • не учет местных особенностей, которые являются важными факторами, сопутствующими управленческой деятельности служащих.         Реформирование муниципальной службы – длительный процесс, связанный с другими реформами, со многими изменениями, происходящими внутри законодательства, а также самого государства. Новые процессы, происходящие в обществе, политике, экономике будут влиять на формирование системы муниципальной службы. К сожалению, до сих пор нет правовой модели и юридической обоснованности реформы муниципальной службы в России, но она делится приблизительно на 3 этапа: I – начало 90-х, то есть начало развития законодательства в отношении государственной и муниципальной службы; II – конец 90-х, в течении этого времени реформа муниципальной службы осуществляется не только на федеральном уровне, но и на других управленческих уровнях: в аппарате управления субъектов Российской Федерации и в органах местного самоуправления. III – Завершающим этапом охватывается весь последующий период. Это кодификация всего нормативно-правового материала (создание Кодекса гражданской службы). 4.2. Аттестация муниципальных служащих         Аттестация служащих также имеет важнейшее значение практической деятельности служащих. Совершенствование прохождения муниципальной службы невозможно без периодической аттестации служащих. Аттестация проводится с целью проверки и оценки профессиональных, деловых и личных качеств служащего, установления его служебно-должностного соответствия предъявляемых требованиям к службе занимаемой должности муниципальной службы. А также для решения вопросов о присвоении муниципальному служащему квалификационного разряда. Аттестация решает и другие задачи, связанные с соблюдением принципов муниципальной службы: выявление потенциальных возможностей муниципального служащего с целью повышения его по службе; поддержание стабильности муниципальной службы и т.д. Данные задачи являются общими.         Аттестацию можно характеризовать как общую и персональную, очередную, внеочередную. Иногда проводятся аттестации для достижения весьма конкретной цели и решения четко поставленной задачи.         Продвижение по муниципальной службе осуществляется путем назначения на высшую должность, объявления конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы, а также присвоения более высокого квалификационного разряда (классного чина). Право на продвижение по муниципальной службе реализуется при условии успешного и добросовестного выполнения муниципальным служащим своих обязанностей.         Аттестация служащих является правовым средством расширения демократических начал в кадровой политике и в управлении муниципальной службой, средством обеспечения формирования и реализации целенаправленной и предсказуемой кадровой политики в органах местного самоуправления. Аттестация муниципальных служащих выполняет определенные функции: функцию оценки, контроля, политическую функцию, информирования и т.д.         Содержание и сущность аттестации раскрывается в принципах аттестации. Они вырабатываются аттестационной практикой органов местного самоуправления.         Аттестация муниципальных служащих строится на следующих основных принципах:   • внепартийность,   • коллективность,   • обязательность.         Механизм аттестации представляет собой способ организации и осуществления аттестационной деятельности, содействующей реализации функций аттестации, достижению ее эффективного воздействия на совершенствование кадровой функции муниципального управления. Механизм аттестации муниципальных служащих является комплексным организационным образованием и состоит из следующих четырех элементов: * Субъект аттестации;   *непосредственная деятельность по оценке и контролю за работой служащих;   *правовые нормы, регулирующие порядок проведения аттестации.         Право – важнейший компонент механизма аттестации, придающий ей государственно-правовую значимость, общеобязательность, устойчивость и эффективность. Правовая регламентация аттестации муниципальных служащих осуществляется с помощью системы нормативных актов, решений по этим вопросам органов местного самоуправления. Следует отметить, что в отдельных органах могут проводиться персональные аттестации муниципальных служащих с целью представления их к присвоению специального звания, классного чина. Особенность таких аттестаций состоит в том, что они проводятся только в отношении отдельных служащих и связаны с подготовкой важных для конкретного служащего решения. Такая аттестация является фактором изменения реального правового статуса муниципального служащего.         Муниципальный служащий вправе обратиться в соответствующий орган или в суд для разрешения споров, связанных с муниципальной службой, в том числе по вопросам проведения аттестации, ее результатов, содержания выданных аттестационных характеристик.      Особой проблемой является создание объемного дисциплинарного законодательства для муниципальных служащих.и принятия дисциплинарного кодекса, который бы регулировал отношения в сфере дисциплинарного правонарушения, принуждения, ответственности и производства. Дисциплинарное законодательство активно изменяется уже с 1991 года. Но во всех принятых положениях о дисциплине речь идет о совершенно сходных категориях: о дисциплинарных проступках, видах дисциплинарного взыскания и процедуре наложения этих взысканий на служащих. Поэтому и целесообразно урегулировать данные вопросы однозначно и в едином новом нормативном акте – Дисциплинарном законе, который ляжет в основу дисциплинарного законодательства, а последнее, в свою очередь, станет частью служебного права, частью законодательства о муниципальной службе. В Дисциплинарном кодексе можно было бы установить правило, в соответствии с которым служащие привлекались бы к дисциплинарной ответственности за нарушение принципов муниципальной службы, то есть нарушение норм, ограничивающих политические права и свободы служащих. Правовое положение муниципальных служащих может быть изменено только при наличии условий или правовых форм, которые определены в законе о правовом положении муниципальных служащих. В случае нарушения права муниципальной службы служащие имеют право подготовить и направит жалобу вышестоящему руководителю для соответствующего рассмотрения. При этом муниципальный служащий обязан соблюдать служебный порядок рассмотрения жалобы. В данном случае его жалоба может быть рассмотрена вышестоящим руководителем вплоть до самого высшего начальника. Жалоба может быть направлена и против действий лица, являющегося непосредственным руководителем этого служащего. Целесообразно в законодательстве установить порядок рассмотрения жалоб муниципальных служащих. Кроме административного порядка рассмотрения жалобы возможен и судебный порядок обжалования действий руководителей муниципального служащего. Заключение         В данной контрольной работе рассмотрены наиболее  важные аспекты муниципальной службы. Муниципальная служба - одна из ветвей местного самоуправления.         Для нормального функционирования демократического государства необходимо наличие эффективного местного самоуправления. Европейская Хартия   о местном самоуправлении трактует, что "органы местного самоуправления составляют одну из основ демократического строя". Оно признано  и гарантировано Основным законом нашего государства.         Местное самоуправление создает необходимые условия для приближения власти к населению, формирует мобильную систему управления, достаточно приспособленную к местным территориальным или этническим особенностям, способствует процессу развития  гражданских инициатив.         Между тем местное самоуправление несовместимо с принципом  назначения. У сильного местного самоуправления есть еще одна положительная сторона: оно позволит уменьшить количиство чиновников на федеральном и региональном уровнях. Таким образом, повсеместное введение системы власти, основанной на самоуправлении может решить кадровую проблему. Список использованных источников: Конституция Российской Федерации. - М.,1995. - 61 с. ФЗ от 8.01.98 № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ» ФЗ от 13.04.99 №75-ФЗ  О внесении изменений и дополнений в федеральный закон  «Об основах муниципальной службы в РФ»  ФЗ от 28.08.95 №154-ФЗ  «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»  ФЗ от 13.07.95 «Об основах государственной службы в Российской Федерации» Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право    Российской Федерации: Учебник. - М.: Юристъ, 1997.    


    votre commentaire
  •  

    ГДЗ по географии за 8 класс решебники и рабочие тетради ГДЗ рабочая тетрадь по географии 8 класс Баринова Достаточно увлекательные темы будут рассматриваться в текущем курсе, также ты узнаешь много нового о физико-географическом положении родного государства, о природных ресурсах и зонах, которые находятся на территории изучаемой страны. Поскольку разделов много, а времени на их рассмотрения относительно мало, преподавателям придется отводить некоторую часть материала на самостоятельную проработку. Чтобы все успеть, сдать домашние работы в срок и грамотно выполнить упражнения из печатной тетради, тебе пригодится ГДЗ по географии за 8 класс, которое хорошо структурировано и приводит информацию доступным языком. Даже не подготовленные ученики смогут использовать дополнительную литературу такого рода, поскольку редакторы пособий выбрали наиболее важные нюансы из каждого раздела, выделили определения и термины, чтобы ты мог сразу же обратить на них внимание и запомнить. Решебники по географии для 8-го класса также позволят безошибочно заполнить контурные карты, познакомиться с таблицами, которые содержат группированные сведенья. В результате работы со сборником ты расширишь область знаний по данному предмету, сдавать контрольные практически без подготовки и быстро выполнять любые задания. 2015-2016. Лучшие онлайн решебники. botanamnet@gmail.com


    votre commentaire
  •  

    Картофельная запеканка с мясным фаршем Вашему вниманию - классический рецепт картофельной запеканки с мясным фаршем. Уплетается за две щеки сразу, так что готовьте сразу большое количество. Необыкновенно нежная, аппетитная, но доступная! Описание приготовления: Хочу с вами поделиться классическим рецептом картофельной запеканки с мясным фаршем, так как он уже которое поколение подряд готовится в моей семье. И не зря, - на все случаи жизни подходит, и я не встречала еще человека, которому бы такая вкуснятина не пришлась по душе. Попробуйте! Итак, как приготовить картофельную запеканку с мясным фаршем: 1. Для начала ставим на огонь кастрюльку с подсоленной водой, и отвариваем мытый и чищеный картофель до готовности. 2. В это время вы как раз успеете очистить и мелко нашинковать лук и обжарить его вместе с фаршем на сковороде. Жарим, закрыв крышкой, чтобы фарш остался сочным. Приправы, соль и перец - на ваше усмотрение. 3. Сыр натираем на крупной терке. 4. Когда картошка сварится, добавим к ней сметану и часть сыра, и делаем пюре, как обычно вы это привыкли делать, только с добавлением одного яйца. Солим и перчим, если нужно. 5. Теперь все очень просто - выкладываем половину картофельного пюре на противень, затем - слой фарша со сковороды вместе с остатками масла. 6. Выкладываем сверху остаток картофеля, посыпаем сыром, и отправляем в разогретую духовку на 20-30 минут. Готово! Картофельная запеканка с мясным фаршем в домашних условиях всегда получается мягкой, нежной, с аппетитной румяной корочкой.Так что если слюнки уже потекли, - марш готовить! :)


    votre commentaire
  •  

    Теория физической культуры и спорта 3 На нашем портале вы можете скачать бесплатно или читать онлайн и без регистрации учебники по предмету: Физическая культура и спорт Выберите подходящий по теме раздел и воспользуйтесь рубрикатором материалов по аудитории и типу ресурсов: учебники для школьников и ВУЗов, методические пособия для преподавателей, справочные материалы, полезные ссылки, образовательные сайты ВУЗов, школ, музеев и выставок по интересуемому предмету, переодические издания, учебные планы, программы, стандарты и тд.


    votre commentaire


    Suivre le flux RSS des articles de cette rubrique
    Suivre le flux RSS des commentaires de cette rubrique