•  

    ] Название: Everyday English Автор: Дроздова Т.Ю., Берестова А.И., Дунаевская М.А Страниц: 592 Формат: PDF Размер: 52.8 Мб Качество: Отличное Язык: Английский Год издания: 2009 ISBN: 978-5-94962-133-2. ... С этой книгой бесплатно скачивают 10


    votre commentaire
  •  

    Московское царство в 17 веке Страницы: ← предыдущая 1 2 3 4 Смотреть все Несмотря на скромную долю торговцев и ремесленников в общем количестве жителей России, они играли весьма существенную роль в ее хозяйственной жизни. Значительная часть ремесленников работала на государство, казну. Часть ремесленников обслуживала нужды дворца (дворцовые) и живших в Москве и других городах феодалов (вотчинные ремесленники). Остальные входили в посадские общины городов, несли различные повинности и платили налоги, совокупность которых называлась тяглом. Политическое развитие. Укрепление самодержавной власти Во второй половине 17 века в развитии русской государственности стали преобладать абсолютистские тенденции. Данные тенденции получили своё выражение в политических учениях о "просвещённой" абсолютной монархии, способной наилучшим образом обеспечить наивысшее благо всех её подданных. Подобные доктрины тесно связывали в один узел экономические и политические преобразования, предлагая пути их осуществления. С обоснованием правомерности абсолютной монархии выступил Симеон Петровский-Ситнианович (1629-1680). Главной проблемой его творчества было разрешения вопросов, связанных с верховной властью, формой её организации и деятельности. Он один из первых в истории отечественной политико-правовой мысли дал политическое обоснование необходимости установления просвещённой монархии. Симеон активно возвышал авторитет царской персоны, сравнивая царя с солнцем. Царь и бог у него почти равные величины. В понимании Симеона Полоцкого царь и государство отождествляются. Соборное уложение 1649 года, закрепившее социально-экономические сдвиги Русского государства, отразило и возросшую власть самодержавного монарха . 2 и 3 главы Уложения устанавливали жёсткую кару за преступления, направленные против личности царя, его чести, здоровья, за преступления, совершаемые на территории царского дворца. Все эти преступления отождествлялись с вводимым впервые в право Русского государства понятием государственного преступления. Смертная казнь устанавливалась за прямой умысел («злое умышление») против жизни и здоровья царя, а также за обнаружения умысла, направленного против царя и государства (восстание, измена, заговор) . Процесс бюрократизации государственного аппарата превращал Боярскую думу из органа боярской аристократии в орган приказной бюрократии (судей приказов, воевод, дьяков); всё это не могло не ослаблять самостоятельность Боярской думы. В практике законодательной деятельности Русского государства появилось понятие «именной указ», т.е. законодательный акт, данный только царем, без участия боярской думы. Все именные указы носили характер второстепенных актов верховного управления и суда. Боярские же приговоры были наиболее важными законодательными актами, связанными с феодальным землевладением, крепостным правом, основами финансовой политики и прочими важнейшими сторонами деятельности государства. Особенно возрастало число боярских приговоров после различных социальных потрясений. В царствование слабовольного Фёдора Алексеевича (1676 - 1682) значение Боярской думы временно возросло: из 284 указов его правления 114 были даны с боярским приговором. Свидетельством возраставшей власти царя к середине XVII века явилось создание Приказа тайных дел. Ещё в первые годы правления царь Алексей Михайлович имел при себе несколько подьячих из приказа Большого дворца для личной переписки. Этот штат в конце 1654 или в начале 1655 года получил определённую организацию Приказа тайных дел - личной канцелярии царя, органа, позволяющего царю в разрешении важнейших государственных вопросов обходиться без Боярской думы. Цари «всея Руси» разделяли свою власть с боярской аристократией в высшем органе централизованного государства - Боярской думе. Этот орган управления разрешал важнейшие государственные дела. Будучи законодательным органом, вместе с царём она утверждала различные «уставы», «уроки», новые налоги и т.д. Заседания Боярской думы проводились в Кремле: в Гранатовитой палате, иногда в личной половине дворца. Несмотря на возросшее к середине XVII века значение поместного дворянства, боярство сохранило своё экономическое и политическое могущество. Состав думы за век удвоился. Особенно заметно возросло число окольничьих думных дворян и дьяков. В 1681 году в Боярской думе было 15 одних только думных дьяков. Таким образом, Боярская дума представляла собой собрание представителей старинных боярских фамилий и выслужившихся приказных дельцов. По свидетельству современника, царь Михаил Фёдорович, «хотя самодержцем писался, однако без боярского совету не мог делати ничего». Алексей Михайлович, несмотря на наличие более узкой по составу «ближней думы» и личной канцелярии (Тайного приказа), по всем основным вопросам советовался с Думой; более мелкие вопросы Боярская дума обсуждала без царя. Характерной особенностью XVII века явилась более тесная связь личного состава Боярской думы с приказной системой. Многие члены Думы выполняли обязанности начальников (судей) приказов, воевод, находились на дипломатической службе по совместительству. С появлением новых слоёв в среде господствующего класса, и, прежде всего, поместного дворянства (дворян и детей боярских), тесно связано возникновение земских соборов - эпизодически созываемых совещаний для обсуждения и разрешения важнейших вопросов внутренней и внешней политики. Кроме Боярской думы и верхушки духовенства («освящённый собор»), земские соборы включали представителей поместного дворянства и посадских верхов. Появление земских соборов означало установление в России сословно-представительной монархии, характерной для большинства западноевропейских государств. Спецификой сословно-представительных органов в России было то, что роль «третьего сословия» (городских буржуазных элементов) в них была гораздо слабее и в отличие от некоторых аналогичных западноевропейских органов. Земские соборы не ограничивали, а укрепляли власть монарха. Представляя более широкие, чем Боярская дума, слои господствующих верхов, земские соборы в своих решениях поддерживали царей. Существование земских соборов, как и Боярской думы, означало известную слабость не только носителя верховной власти - царя, но и государственного аппарата централизованного государства, в силу чего верховная власть вынуждена была прибегать к прямой и непосредственной помощи феодального класса и верхов посада. В первые годы правления царя Михаила Романова в условиях разрухи и тяжёлого финансового положения после интервенции и социальных потрясений правительство особо нуждалось в опоре на основные группировки господствующего класса. Земские соборы заседали почти непрерывно: с 1613 года по конец 1615 года, в 1616-1619 годах, в 1620-1622 годах. На этих соборах основными вопросами были: изыскание финансовых средств для пополнения государственной казны и внешнеполитические дела. С 20-х годов 17 века государственная власть несколько окрепла, и земские соборы стали собираться реже. Соборы 30-х годов также связаны с вопросами внешней политики: в 1632-1634 годах в связи с войной в Польше, в 1636-1637 годах в связи с войной с Турцией. На этих соборах были приняты решения о дополнительных налогах на ведение войны. Одним из важнейших земских соборов был собор, собравшийся в условиях городских восстаний летом 1648 года. На соборе были поданы челобитные от дворян с требованием усиления феодальной зависимости крестьян (сыска их без урочных лет); посадские в своих челобитных выражали желание уничтожить белые (т.е. не обложенные налогами и сборами) слободы, жаловались на непорядки в управлении и в суде. Специальная комиссия Боярской думы во главе с боярином князем Н.И. Одоевским подготовила проект «Соборного Уложения» - кодекса законов самодержавной монархии XVII века, в котором были учтены пожелания помещиков и посадской верхушки. Проект «Соборного Уложения» обсуждался членами Земского собора, созванного в сентябре 1648 года, и был окончательно утверждён 29 января 1649 года. Земские соборы 1651 и 1653 годов были связаны с разрешением вопроса о войне с Польшей. На соборе 1653 года был положительно решён вопрос о воссоединении Украины с Россией. Все последующие земские соборы были неполными и являлись фактически совещаниями царя с представителями определённых сословий. Земские соборы способствовали укреплению самодержавной власти царя и государственного аппарата. Созывая Земский собор, правительство рассчитывало на получение от его членов информации о положении дел на местах, а также на моральную поддержку с их стороны различных внешнеполитических, финансовых и прочих мероприятий правительства. Падение роли земских соборов тесно связано с глубокими социально-экономическими сдвигами, произошедшими в Русском государстве к концу XVII века. Восстановление экономики страны и дальнейшее развитие феодального хозяйства позволили укрепить государственный строй России с самодержавной монархией, бюрократическим аппаратом приказов и воевод. Правительство уже не нуждалось в моральной поддержке «всей земли» своих внутриполитических и внешнеполитических начинаний. Удовлетворённое в своих требованиях окончательного закрепощения крестьян, поместное дворянство охладело к земским соборам. С 60-х годов XVII века земские соборы переродились в более узкие по составу сословные совещания. Церковный раскол 13 мая 1667 года собор святителей России и Православного Востока осудил всех не покоряющихся новым обрядам и новоисправленным книгам. Осуждённые не признавшие решение собора, оказались вне церкви. Это был последний акт, зафиксировавший, назревавший раскол между приверженцами старой веры – старообрядцами – сторонниками церковной реформы, осуществлённой патриархом Никоном. Преобразования выявили глубинные проблемы и противоречия в жизни русского общества, складывавшиеся на протяжении длительного времени. Среди этих проблем одно из важнейших мест занимало понимание роли русской церкви во всём православном мире. К середине XVII в. окончательно утвердилось представление, что Русская Православная церковь – единственная преемница и хранительница благочестия. Московское государство являлось единственным в мире крупным независимым православным царством. Было принято считать, что Москва – «третий Рим». Повседневная церковная практика выдвигала разнообразные вопросы, обсуждение которых порой выливалось в напряжённые споры. Особенно горячие прения вызвали два вопроса: 1) Сколько раз нужно произносить «аллилуйя» (два или три); 2) О «Посолонном хождении» (движение по солнцу). Стоглавый церковный собор в 1551 г. закрепил как единственно правильные двойную аллилую, двуперстное крёстное знамение, хождение «посолонь» и другие отечественные традиции, не уточнив, как же это происходит в православном мире. Тогда же в XVI столетии, было замечено множество расхождений и недосмотров в церковных книгах. На стоглавом совете было решено исправлять книги, сверяя их с добрыми переводами, но отсутствие единого подхода достичь привело к ещё большим искажениям текста. В 1652 г. патриархом был избран митрополит Новгородский Никон. Никон, ещё будучи в Новгороде, стремился к введению «единогласия» в церкви, поэтому отменил одновременное чтение и пение молитв. Он также решительно взялся за исправление русских богослужебных книг. Первым таким стал указ о сокращении земных поклонов с 12 до 4 во время чтения молитвы. Это вызвало большое смятение в кружке «ревнителей древнего благочестия». Протопоп Аввакум и его единомышленники подали царю челобитную на Никона, но ответа не последовало. Однако стало ясно, что изменить канонические обряды, складывавшиеся веками, только указами патриарха не удастся. Требовалось освящение этих изменений более высокими церковными авторитетами. И в 1654 г. патриарх и государь созывают церковный собор, на который прибыло более 20 видных деятелей русской церкви. В результате было решено «достойно и праведно исправить книги противо харатейных (написанных на пергаменте) и греческих», а во избежание новых промахов посоветоваться с патриархом Константинопольским Паисием. В ответ он прислал знаменитую грамоту, служившую основой для решений последующих московских соборов. Все эти события – заключение о «неисправности» книг, отлучение сторонников двуперстного знамения, появление большого числа новоисправленных книг и изъятие в связи с этим прежних изданий – вызывали недоумение, а порой просто возмущение в народе. Народное смятение усиливалось и из-за внезапно обрушившихся на страну страшных бедствий – голода, моровой язвы. Причину их стали усматривать в исправлении священных книг. В это время неожиданно для себя и сам Никон, столь ревностно проводивший все эти реформы, почувствовал, что царь Алексей Михайлович к нему охладел. В результате Никон добровольно ушел с патриаршего престола, что явилось невиданным событием и воспринялось в обществе трагически. Старую веру поддерживали широкие массы народа, части духовенства и известные и влиятельные боярские семейства (такие как Морозовы, Урусовы). Церкви оставались пустыми, поэтому священники вынуждены были вернуться а службе по старым книгам. Царь Алексей Михайлович в 1666 г. созвал собор для суда над противниками реформы. Патриарх Никон был осуждён и сослан в отдалённый монастырь. Вместе с тем все книжные исправления были одобрены. Всех, кто не признавал этих уложений, церковный собор объявил расколоучителями и еретиками. Всех сторонников старой веры осудили по гражданским законам. А по действовавшему тогда закону за преступление против веры полагалась смертная казнь: «Кто возложит хулу на Господа Бога, или Христа Спасителя, или Богородицу, или на Крест честный, или на святых угодников Божиих – то сжечь», - говорилось в Уложении царя Алексея Михайловича. Подлежали смерти и «те, кто не даст совершить литургию или учинит мятеж в храме». Первоначально всех осуждённых собором ссылали в тяжелейшую ссылку. Но некоторые – Иван Неронов, Феоклист – покаялись и были прощены. Преданного анафеме и лишенного сана протопопа Аввакума отправили Пустозерский острог в низовьях реки Печоры. Туда же был сослан дьякон Фёдор, который вначале покаялся, но затем вернулся к староверию, за что подвергся отрезанию языка и также оказался в заточении. В народе стал подниматься ропот, начались антиправительственные толки. Ни царь, ни церковь не могли оставить их без внимания. Власть ответила недовольным указами о розыске староверов и о сожжении нераскаявшихся в срубах, если после троекратного повторения вопроса у места казни они не отрекутся от своих взглядов. На Соловках начался открытый бунт староверов. Правительственные войска осаждали монастырь, и восстание было подавлено. Главным убежищем ревнителей древнего благочестия стали северные районы России, тогда ещё совершенно безлюдные. Здесь, в дебрях олонецких лесов, в архангельских ледяных пустынях, появились первые раскольничьи скиты, устроенные выходцами из Москвы и соловецкими беглецами, спасшимися после взятия монастыря царскими войсками. В1694 г. на реке Выг обосновалась поморская община, где видную роль играли братья Денисовы – Андрей и Семён, известные во всём старообрядческом мире. Другим местом укрытия старообрядцев стала Новгородо-Северская земля. Донские и Уральские казаки тоже оказались последовательными сторонниками древнего благочестия. Крестьянская война под предводительством С.Т. Разина С середины XVII века Россию сотрясали мощные восстания, происходившие в ответ на меры правительства по усилению эксплуатации и дальнейшему закрепощению крестьян – разрастания дворянского землевладения, введения новых сборов и повинностей. В 1648 г. вспыхнуло в Москве движение, получившее название «соляного бунта». Начавшись 1 июня, восстание продолжалось несколько дней. Народ громил дворы московских бояр и дворян, дьяков и богатых купцов, требуя выдать ненавистных чиновников Плещеева, ведавшего управлением столицы и главу правительства боярина Морозова. Волнения в столице не прекращались до конца года. Мощное, хотя и скоротечное восстание вспыхнуло в Москве – «медный бунт». Его участники предъявили царю Алексею Михайловичу свои требования: снижения налогов, сильно возросших в связи с войнами с Польшей и Швецией, отмены медных денег, выпущенных в огромных количествах и приравненных к серебряным. Главным свидетельством кризисного состояния страны стало движение под предводительством донского казака С.Т. Разина. Изначально действия отряда донского атамана С.Т. Разина носили характер обычного грабительского набега на торговые караваны. Однако в конце 1669 г. Разин, подготавливая новый поход, неожиданно ставит цель покарать "изменников бояр". 13 апреля 1670 г. 7-тысячный отряд Разина подошел к Царицыну и без труда овладел им. Стрелецкие отряды, посланные против восставших, были разгромлены. Вскоре после этого была взята Астрахань. Астраханские стрельцы перешли к Разину. В лагере повстанцев было решено двигаться вверх по Волге. Саратов и Самара добровольно перешли на сторону восставших. Разин обратился к населению Поволжья с "прелестными письмами", в которых призывал примкнуть к восстанию и "выводить" изменников, т. е. бояр, дворян, воевод и приказных. 4 сентября Разин подступил к Симбирску и почти месяц упорно его осаждал. Разбушевавшиеся толпы разинцев вели разгульную жизнь, сопровождавшуюся обильным пролитием крови: лишали жизни воевод, служилых и приказных людей, стрелецких голов, а также стрельцов, не пожелавших примкнуть к движению. Милосердие не проявляли и правительственные войска - они предавали смерти всех, кто остался в живых на поле сражения; такая же участь постигала почти всех разинцев, оказавшихся в плену: их казнили без суда. Ради чего все это происходило, какие цели преследовали участвовавшие в движении крестьяне и народы Среднего Поволжья? Они, конечно же, имели основания для выступлений: в стране усиливался крепостной гнет, власть помещиков и правительственной администрации. Но на поставленный выше вопрос должного ответа сохранившиеся документы не дают, как не отвечают на него ни Разин, ни его соратники. Напуганное правительство объявило мобилизацию столичного и провинциального дворянства. 28 августа 1670 г. царь напутствовал 60 тыс. служилых людей по отечеству, державших путь в Среднее Поволжье. Между тем ратные люди во главе с воеводой кн. Иваном Милославским засели в Симбирском кремле и выдержали четыре штурма повстанцев. 3 октября к Симбирску из Казани подошли правительственные войска под начальством Юрия Барятинского и после нанесенного Разину поражения соединились с ратными людьми Милославского. Разин ушел на Дон, чтобы собрать новое войско, но был схвачен домовитыми казаками и выдан правительству. Восстание потерпело неудачу. Тому причиной была стихийность и слабая организованность движения, отсутствие четких целей борьбы. Толпы плохо вооруженных людей не могли противостоять правительственным войскам, прошедшим военную подготовку. Движение носило царистский характер - в глазах восставших "хороший" царь ассоциировался с именем не царя Алексея Михайловича, а его сына Алексея, умершего незадолго до того. 4 июня 1671 г. Разин был доставлен в Москву и два дня спустя казнен на Красной площади. Церковь предала его анафеме. Правительство торжествовало победу. В то же время имя удачливого атамана Разина превратилось в легенду - народная память сохранила о нем множество песен и былин. Список литературы 1. Бущик Л.П. Иллюстрированная история СССР. XV–XVII вв. Пособие для учителей и студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1970. 2. История России с древнейших времен до конца XVII века / А.П. Новосельцев, А.Н. Сахаров, В.И. Буганов, В.Д. Назаров, – М.: Издательство АСТ, 1996. 3. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для ВУЗов. М., Изд-во Инфра М - Норма, 1997. 4. С.Ф. Платонов. Лекции по русской истории. М.: Высшая школа, 1993. 5. Н.С. Богданов. Никониане / Наука и религия, 1994, № 11.


    votre commentaire
  •  

    Рабочая программа по общей химии для специальности: 040100-лечебное дело Смотрите также: ГОУ ВПО «КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ РФ “УТВЕРЖДАЮ” Кафедра - общей и органической химии Форма обучения - очная Лекции- 32 (16 ч 1 семестр, 16 ч 2 семестр) Лабораторные занятия- 70 ч (34 ч 1 семестр, 36 ч 2 семестр) Самостоятельная работа – 28 ч (15 ч 1 семестр, 13 ч. 2 семестр) Экзамен 2-й семестр Всего часов 130 ч (65 ч 1 семестр, 65 ч 2 семестр) 2006 г. Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 040100-лечебное дело в соответствии с учебным планом и на основании типовой программы по дисциплине, утвержденной 21 февраля 2002 г., г. Москва Разработчики программы: ______________ проф. Никитина Л.Е. ______________ проф. Тимербаев В.Н. Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры общей и органической химии _______________ 2006 г. Заведующий кафедрой _______________________ профессор Никитина Л.Е. (подпись) _________________________________________________ Ослопов В.Н. (дата, подпись) Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании № 8 предметно-методической комиссии естественнонаучных и медико-биологических дисциплин 15 июня 2006 г Председатель ___________________________________________(Л.Е.Никитина) ^ 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ. ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Цель преподавания дисциплины Цель преподавания: научить студентов пониманию физико-химической сущности и механизма химических и биологических процессов на молекулярном уровне, с которыми приходится встречаться в медицинской практике, более тесное увязывание преподавания химии с задачами профессиональной подготовки врачей широкого профиля. ^ 1.2. Задачи изучения дисциплины Познакомить студентов с основными методами получения химической информации в области общей и неорганической химии. Студенты приобретают знания по современной биоэнергетике, по связи между калорийностью пищи и выполняемой человеком работой. Раскрывается роль растворов в процессе усвоения пищи и выведение из организма продуктов жизнедеятельности. Законы Генри и Сеченова являются основой для клинического рассмотрения вопросов растворения кислорода, азота, углекислого газа и других газов в крови в процессе дыхания. Усваиваются законы, лежащие в основе явлений осмоса и диализа: перенос вещества через биологические мембраны, явления гемолиза и плазмолиза. Современная теория растворов электролитов служит научной основой для освоения электролитного баланса человеческого организма. Вводятся понятия рН, константа и степень гидролиза, буферная емкость, обсуждаются методы количественных расчетов, связанных с этими величинами. Раскрывается роль окислительно-восстановительных реакций в жизнедеятельности живых организмов. В разделе кинетики химических реакций обсуждаются специфические особенности кинетики биохимических реакций и биокатализа. При рассмотрении периодического закона Д.И.Менделеева излагается необходимость прогнозирования физиологических, токсикологических, фармакологических свойств различных соединений, исходя из строения образующих их атомов, характера химической связи между ними и положения соответствующих элементов в периодической системе. При рассмотрении комплексных соединений раскрываются свойства ряда биологически активных комплексов металлов, играющих большую роль в процессах жизнедеятельности (металлоферменты, металлопротеины). При рассмотрении биогенных элементов уделяется внимание студентов на их роль в радиодиагностике и радиотерапии, в приготовлении лекарственных составов, роли микроэлементов в жизнедеятельности организма. 1.3. Перечень знаний и умений, приобретаемых студентами по завершении дисциплины. 1.Уметь готовить растворы с известной концентрацией. 2. Уметь проводить расчеты калорийности продуктов по термохимическим уравнениям. 3. Уметь рассчитывать константы скоростей реакций при изучении кинетики 4. Уметь проводить расчеты рН и рОН при гидролизе солей и буферных растворов и систем организма 5. Уметь самостоятельно определять концентрацию кислот, оснований, катионов металлов и т.д. методами обьемного анализа (нейтрализации, оксидиметрии, комплексонометрии). Уметь проводить расчеты молекулярной массы веществ криометрическим методом и по осмотическому давлению Уметь объяснять явления катализа, стадий гетерогенного катализа с позиций участия ферментов в биохимических процессах организма. ^ 1. 4. Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), усвоение которых необходимо студентам для успешного изучения общей химии: Курс химии средней общеобразовательной школ. Для успешного изучения курса общей химии необходимо знание всех разделов школьного курса химии. 2. Медицинская и биологическая физика. Для изучения общей химии студентам необходимо освоить следующие темы: Математическая обработка измерений, элементы математической статистики, генеральная совокупность и выборка. 3. Биология. Для изучения общей химии студентам необходимо освоить следующую тему: Организация потоков веществ, энергии и информации в клетке. ^ 2.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. 2.1. Лекционный курс (I семестр) № п/п Тема лекций и их содержание Количество час. 1. Химическое равновесие. Константа равновесия Термодинамика Химического равновесия. Уравнение изотермы реакции Принцип Ле-Шателье. Стандартное состояние живых организмов и их отличие от равновесного. Химическая кинетика, её предмет и основные понятия. Закон действующих масс. Зависимость скорости от температуры. Правило Вант-Гоффа. Энергия активации и уравнение Аррениуса. Молекулярность и порядок реакции. 2 2 Катализ и катализаторы. Гомогенный и гетерогенный катализ Ферментативный катализ. Зависимость скорости реакции от Концентрации фермента и субстрата. Уравнение Михаэлиса-Ментена. Роль катализатора в жизнедеятельности живых организмов и особенности кинетики ферментативных реакций. Стадии гетерогенного катализа 2 3. Растворы и их роль в жизнедеятельности организма Способы выражения концентрации растворов. Термодинамика и механизм Образования растворов. Растворимость и её зависимость от Различных факторов. Произведение растворимости. Гетерогенные равновесия в жизнедеятельности организмов. Условия образования и растворения осадков. Газовые законы Дальтона, Генри и Сеченова. Растворы неэлектролитов и их коллигативные свойства. Осмос и осмотическое давление. Роль в биологических процессах. Плазмолиз и гемолиз. Законы Раупя. Эбулиоскопия и криоскопия 2 4 Растворы электролитов, их роль в жизнедеятельности. Ионное произведение воды, водородный и гидроксильный показатели. Кислотность различных биологических жидкостей в Норме и патологии. Классификация электролитов. Активность и коэффициент активности. Ионная сила. Гипо-, гипер- и изотонические растворы. Закон разведения Оствальда. 2 5. Гидролиз солей и его роль в биологических системах. Буферные растворы механизм буферного действия. Буферная Сила и буферная ёмкость. Буферные системы организма и Кислотно-щелочное равновесие. 2 6. Методы получения химической информации. Качественный и Количественный анализ. Основы объёмного анализа. Прямое и Обратное титрование. Кривые титрования. Индикаторы в объёмном анализе, теория индикаторов Выбор индикаторов. Расчёты и ошибки в объёмном анализе. Метод нейтрализации. 2 7. Комплексные соединения Строение и классификация комплексных соединений, названия комплексов Координационная теория Вернера. Внутрикомплексные соединения ( хелаты ).Биологически активные комплексные соединения. Металлоферменты и их роль в жизнедеятельности организма. Комплексонометрия, ее особенности и применение в медицинской практике. 2 8 Закономерности распределения биогенных элементов no S-, р-, d-, f- блокам периодической системы. Ионные формы Na, К, Са, Мg - основа ионного гомеостаза организма. Роль химических форм Mn, Fe, Си, Со, Mg в жизнедеятельности организма. Биологическая роль и применение в медицине биогенных Р-элементов (P,O,S,N,H,галогены). 2 Тема лекций и их содержание Кол-во часов 1. Введение. Предмет и задачи физической химии как науки. Разделы дисциплины, история ее развития. Значение физической и коллоидной химии для медицины. Возникновение потенциалов на границе проводников l и II рода. Электродный, диффузионный, мембранный и окислительно- восстановительный потенциалы. Уравнения Нернста и Петерса 2 2. Электроды в гальванических цепях (водородный, хлорсеребряный, хингидронный электроды). Работа гальванических элементов, их классификация. Электрохимические методы анализа. Ионоселективные электроды (стеклянный электрод). Потенциометрический метод измерения рН растворов, потенциометрическое титрование. Использование электрохимических методов анализа в медицине 2 3. Адсорбция на поверхности твердого тела, силы ее обеспечивающие, разновидности адсорбции. Количественные закономерности адсорбции на твердой поверхности - уравнения и изотермы адсорбции Лэнгмюра, Фрейндлиха, изотерма БЭТ. Адсорбция ионов (избирательная и ионообменная). Адсорбция на поверхности жидкости. Изотерма поверхностного натяжения, поверхностная активность, уравнение Гиббса. Природа поверхностно-активных и поверхностно-неактивных веществ. Правило Дюкло-Траубе. Структура адсорбционного слоя на поверхности жидкости 2 4. Развитие представлений о коллоидном состоянии вещества. Классификация дисперсных и коллоидных систем. Методы получения коллоидных систем - условия их проведения, значение для медицины. Методы очищения коллоидных растворов - диализ, ультрафильтрация, их применение в биотехнологии, использование искусственной почки. 2 5 Молекулярно-кинетические явления в коллоидных системах: броуновское движение частиц, диффузия, осмотическое давление, вязкость, седиментационное равновесие. Оптические свойства коллоидных систем. Рассеяние света в коллоидных системах, его механизм, уравнение Рэлея. Оптические методы исследования коллоидных систем (ультрамикроскопия, нефелометрия). Использование нефелометрии и турбидиметрии в медико-биологических исследованиях. 2 6. Строение лиофобных коллоидных частиц. Струкгура двойного электрического слоя частиц. Электротермодинамический и электрокинетический потенциалы. Электрокинетические явления -электрофорез и электроосмос. Использование электрофореза в биотехнологии и в медицинской практике Агрегативная и кинетическая устойчивость коллоидных систем. Коагуляция частиц, ее молекулярно-кинетический механизм. Закономерности и механизм коагуляции частиц под действием электролитов. Значение коагуляции коллоидных частиц в медицине. 2 7. Микрогетерогенные (грубодисперсные) системы, их природа и разновидности. Получение, физико-химические свойства и значение в медицине аэрозолей, порошков, суспензий, эмульсий и пен. Высокомолекулярные соединения, их химическая природа и значение в жизнедеятельности opганизма. Классификация ВМС и способы образования. Структура макромолекул, фазовые и агрегатные состояние полимеров. 2 8. Растворы полимеров. Механизм растворения и набухания ВМС. Аномальная вязкость растворов ВМС. Уравнение Штаудингера. Осмотическое давление растворов ВМС, значение онкотического давления плазмы крови. Устойчивость растворов ВМС, ее факторы. Заряд и изоэлектрическое состояние полиамфолитов. Высаливание полимеров, использование в биотехнологии. Коацервация и ее биологическое значение. Коллоидная защита. 2 Количество час. 1. Вводное занятие. Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории. Семинар: свойства растворов электролитов. Степень и константа диссоциации (ионизации) слабого электролита. Закон разведения Оствальда. Общие положения теории сильных электролитов. Активность и коэффициент активности. Ионная сила растворов. 3 2 Автопротолиз воды. Ионное произведение воды. Водородный и гидроксильный показатели, гидролиз солей. Решение задач . Лабораторная работа «гидролиз солей» 3 3. Буферные растворы и буферная емкость. Расчет рН в буферных растворах. Буферные системы организма. Решение задач. Тестированный контроль. Гетерогенные равновесия и процессы. Произведение растворимости. Условия образования и растворения осадков. Лабораторная работа. 3 4 Семинар: коллигативные свойства растворов неэлектролитов. Закон Рауля и следствия из него. Осмос и осмотическое давление. Закон Вант - Гоффа. Решение задач. Тестированный контроль по модулю: «Учение о растворах» 3 5. Лабораторная работа: Метод нейтрализации. 1) Приготовление, титрованного раствора соды.2) определение молярной концентрации эквивалента и титра раствора серной кислоты. 3 ) определение временной жесткости воды 3 6. Семинар: комплексные соединения. Лабораторная работа по комппексонометрии. : 1) определение общей жёсткости воды трилоном Б, 2) определение ионов кальция в воде, 3) составление сводной таблицы «Анализ водопроводной воды». 3. Окислительно-восстановительные реакции. Ионно-электронный метод подбора коэффициентов (метод полуреакций). Основные понятия оксидиметрии. 3 8 Лабораторная работа: Метод перманганатометрии. 1) Установление титра и молярной концентрации эквивалента раствора перманганата калия, 2) определение процентной концентрации раствора пероксида водорода. 3 9. Лабораторная работа: Йодометрия: 1) установление концентрации рабочего раствора тиосульфата натрия по стандартному раствору оксалата натрия, 2) определение концентрации раствора йода. Контрольная работа по модулю «Объемный анализ» 3 10 Химическая кинетика. Лабораторная работа: изучение влияния различных факторов на скорость химических реакций. 1) влияние концентрации, 2) влияние температуры 3) влияние катализатора 3 11. Химическое равновесие. Лабораторная работа: химическое равновесие и его смещение при изменении внешних условий. Тестированный контроль по модулю : «Общие закономерности протекания химических реакций». 4 Наименование тем и их содержание Количество час 1. Введение в курс практических занятий по физической и коллоидной химии. Порядок оформления лабораторной работы и сдачи отчета. Потенциалы на границе проводников I и II рода. Pабота гальванических цепей. Компенсационный метод измерения ЭДС. Лабораторная работа "Измерение редокс-потенциалов хингидронного электрода. Расчеты рН растворов. 3 ч 2 Электрохимические методы анализа: потенциометрический метод измерения рН и потенциометрическое титpoвание. Лабораторная работа "Измерение рН растворов рН-метром 3 ч Контрольное занятие по теме “Электрохимия" 3 ч Адсорбция на поверхности жидкости. Лабораторная работа "Сталагмометрическое определение величины адсорбции и размера молекул бутилового спирта". 3 ч 5 Коллоидные системы, их природа, разновидности, получение и очищение, молекулярно-кинетические и оптические свойства. Лабораторная работа "Получение коллоидных растворов различными методами и их очищение диализом". З ч 6 Строение лиофобных коллоидных частиц. Электрокинетические явления в коллоидных системах. Лабораторная работа "Определение знака заряда коллоидных частиц краски конго и гидроксида железа методом капиллярного поднятия З ч Агрегативно-кинетическая устойчивость коллоидных систем, Лабораторная работа "Определение порогов коагуляции различных электролитов и доказательство правила Шульце-Гарди". З ч Контрольное занятие по темам "Поверхностные явления. Лиофобные коллоидные системы". З ч 9 Микрогетерогенные системы. Свойства аэрозолей, порошков, суспензий, эмульсий и пен. Лабораторная работа ''Получение эмульсий, определение их типа, обращение фаз эмульсий. Получение и разрушение пен пеногасителями". З ч 10 Высокомолекулярные соединения, их химическая природа и значение. Свойства растворов ВМС. Лабораторная работа "Высаливание казеина различными электролитами и установление лиотропного ряда ионов. Определение изоэлектрической точки казеина н защитного числа желатины" З ч Контрольное занятие по темам "Микрогетерогенные системы", "Полуколлоиды". Высокомолекулярные соединения". З ч Зачетное занятие. Подведение итогов. Выставление рейтинговых оценок. Оформление зачета 3 ч Основные понятия объемного анализа Термохимические законы Гесса Предмет и задачи бионеорганической химии. Химические дисциплины в системе медицинского образования. Химическая термодинамика, как теоретическая база биоэнергетики. Термодинамические системы. Функции состояния. Биологические системы, их характеристика. Первое начало термодинамики. Термохимия, законы термохимии. Термохимические расчеты и их использование для энергетической характеристики биохимических процессов. Калорийность пищевых продуктов. Второе начало термодинамики. Энтропия. Энергия Гиббса. Энтальпийный и энтропийный факторы. Периодическая система и периодический закон Д И Менделеева. Квантово- механическая теория строения атомов. Характеристика энергетического состоянии электрона атоме системой квантовых чисел Основы теории гибридизации. Типы химических связей. Водородная связь и межмолекулярное Взаимодействие, их роль в биохимических процессах. Общая характеристика химических элементов и их соединений. Химия S-элементов. Химия р-элементов. Химия d-элементов Биогенные элементы. Учение В.И Вернадского о биосфере, макро- и микро- элементы в организме человека. Человек и биосфера. Связь эндемических заболеваний с особенностями биогеохимических провинций Способы выражения концентрации растворов: молярная концентрация С ( X ), моляльная концентрация - В (X) . молярная концентрация эквивалента - С (1/z X) . Объёмный анализ. Классификация методов объёмного анализа. Кривые титрования метода нейтрализации. Кислотно-основные индикаторы. Теория индикаторов. Расчеты в объемном анализе. Энтальпия образования и сгорания. Закон Гесса и его следствия. Термохимические процессы и расчёты Калорийность пищевых продуктов. Прогнозирование направления самопроизвольно протекающих процессов. Критерии возможности и направления химических и биохимических реакций 2 Удельная и эквивалентная электропроводность растворов, ее изменение с разведением раствора. Электрическая подвижность ионов. Закон Кольрауша. Кондуктометрическое определение физико-химических параметров растворов электролитов. Электропроводность тканей opганизма, ее механизм и использование в диагностике и физиотерапевтическом лечении. Измерение электропроводности растворов уксусной кислоты разной концентрации и расчеты ее степени и константы диссоциации Молекулярное давление, поверхностное натяжение и свободная энергия поверхности. Классификация поверхностных явлений. Принцип и механизм хроматографии. Классификация хроматографических методов по механизму разделения веществ, агрегатному состоянию фаз и техническому исполнению. Использование хроматографии в медико-биологических исследованиях. Адсорбционная терапия, гемосорбция. Самостоятельная лабораторная работа: Уста-новление физической природы адсорбции красителя бисмарк-браун на угле. Установление динамического характера адсорбции иода на крахмале. Хроматографическое разделение голубого декстрана и рибофлавина методом гель-фильтрации» Cтpyктypa молекул и свойства растворов коллоидных ПАВ. Явление солюбилиэации. Значение коллоидных ПАВ в организме и их применение в медицине. Сталогмометрическое определение критической концентрации мицеллообразоания олеата калия Способы и условия гелеобразования, влияние различных факторов. Свойства гелей и студней: тиксотропия, синерезис. Явления гелеообразования в организме и их значение. 4


    votre commentaire
  •  

    Решебник к Spotlight 8 Английский язык Ваулина Ю. Е. ГДЗ Также: Скрыть комментарии Решебник Spotlight 8 Английский в фокусе Ваулина Ю.Е. 8 класс гдз Решебник содержит ответы к заданиям учебника и переводы текстов английский язык 8 класс Spotlight 8 и к рабочей тетради.


    votre commentaire
  •  

    ГДЗ по химии 8 класс Кузнецова Н.Е. авторы: Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н.. Хотя химия и относится к более сложным школьным предметам, но тем не менее она является и интереснейшей наукой. Кому не хочется знать, из чего состоит то или иное вещество, при взаимодействии одного вещества с другим получить другое вещество. Наличие большого количества формул и обозначений вызывают у восьмиклассника много вопросов. Это ГДЗ по химии за 8 класс автор Кузнецова поможет вникнуть в тонкости данной науки. Выполняя домашнее задание, ученик сможет проверить правильность его решения. В ГДЗ по химии 8 класс Кузнецова даны готовые ответы не только по теоретическому материалу, но и способствует подготовки к практическим и лабораторным работам. Каждый не знакомый термин имеет дополнительное пояснение. Необходимые понятия и определения описаны доступным, для любого ученика, языком. Вопросы, которые находятся в конце каждого параграфа, помогут школьнику закрепить изучаемый материал в полной мере. Рекомендуемые решебники


    votre commentaire


    Suivre le flux RSS des articles de cette rubrique
    Suivre le flux RSS des commentaires de cette rubrique